Как рассказал на 12-й международной конференции «Оцинкованный и окрашенный прокат: тенденции производства и потребления» Дмитрий Петренко, генеральный директор компании «Прайм Топ Индастри», производство кровельных материалов является одним из крупных потребителей проката с покрытиями. По данным маркетинговых исследований, сейчас его доля в данном сегменте российского рынка составляет порядка 43%.
Однако потребление окрашенного проката в последнее время имеет тенденцию к снижению. И одна из причин этого заключается в ухудшении качества продукции, в частности, утончении слоя покрытия на металле. Из-за этого конечные потребители отдают предпочтение другим материалам.
На российском рынке проката с покрытиями представлен широкий выбор материалов для различных областей применения. Среди них есть и относящиеся к так называемому эконом-сегменту. Это лист с толщиной 0,3-0,35 мм с покрытием из гладкого полиэфира с коротким сроком службы — порядка 2-3 лет. У этого относительного материала своя ниша — изделия для временного строительства (ограждения на стройках, времянки) с непродолжительным периодом эксплуатации. Здесь действительно не нужны ни стойкость, ни эстетические свойства, зато весьма важна наименьшая стоимость.
Проблема заключается в том, что этот эконом-сегмент проката с покрытиями все более активно проникает и в другие сегменты рынка — кровлю заборы, фасады. В российской строительной отрасли используется все более тонкая сталь с минимальной толщиной полимерного покрытия. Этот некачественный материал дискредитирует всю отрасль, поскольку визуально определить толщину покрытия невозможно, а поставщики предлагают дешевый прокат как «разумный выбор за разумные деньги».
В связи с этим Дмитрий Петренко призывает «образовывать» покупателей, давать им объективную информацию о свойствах тех или иных покрытий, а также просто не красить тонкий металл, исключив его из оборота. По его словам, нельзя обманывать конечного потребителя, иначе, разочаровавшись низким качеством проката с покрытием, он в следующий раз будет использовать другие кровельные материалы. Тем более, что альтернативы на рынке есть.
По словам Вадима Дорофеева, старшего менеджера группы по реализации металла с покрытиями Магнитогорского металлургического комбината, рынок можно обезопасить от фальсификаций, внедрив обязательную маркировку проката с покрытиями. Это должно быть внесено в ГОСТ. Но не только производители, но и торговые компании должны проводить более ответственную политику качества.